История Персидского ковра

Точная дата возникновения персидского ковра неизвестна. Первый, сохранившийся до наших дней предысламский восточный ковёр «Пазирик», является ровесником персидской державы Ахеменидов и был создан в V веке до н. э. Этот ковёр был обнаружен в 1949 году во время археологических раскопок советскими учеными под руководством С. И. Руденко и М. П. Грязнова. Благодаря вечной мерзлоте этот ковёр сохранился практически в первозданном виде. Текстильная техника, используемая в этом ковре, указывает на долгую историю развития и богатый опыт ковроткачества в этой местности.
Существуют также множественные литературные свидетельства об истории персидских ковров — имеются сведения, что дворец Кира Великого в Пасаргаде был украшен великолепными коврами, а Александр Македонский был впечатлён великолепием ковров, устилающих могилу Кира Великого. Легендарный «Весенний» (Bahârestân) ковер Хосрова I с изображением английского сада, был сплетен в этот период для главного зала роскошного дворца Сасанидов в Ктесифоне, в области Sasanian Khvârvarân (в настоящее время Ирак) в честь победы персов над римлянами и завоевания Аравийского полуострова. «Весенний ковер» был самым дорогим ковром в истории — ковёр, поражал гигантскими размерами (122 метра в длину, 30 метров в ширину), и весил несколько тонн. В середине XII века на Персию напали арабы и cолдаты разрезали ковёр, разделив между собой и увезли из захваченной столицы по частям, как трофеи.
С течением времени искусство ковроткачества совершенствовалось. Каждая эпоха вносила свои изменения в процесс создания ковров. Наиболее ранние из роскошных ковров-«антиков» вырабатывались еще в XV—XVII вв. Этот период считается «золотым временем» в истории персидского ковра, когда совершенствуется техника, складываются характерные принципы орнаментации, по которым можно безошибочно определить город или мастерскую, создавшую тот или иной ковер.
В XVI—XVII вв. при династии Сефевидов императорские мануфактуры выпускали огромные напольные ковры. Несмотря на ошеломляющие размеры (до 60 кв. м.) качество продолжало оставаться высоким.
Мастера часто заимствовали элементы узоров из архитектуры, воспроизводили планировку мифических райских садов. Ковры «чахар — баг» делятся на четыре части четырьмя райскими реками, в центре изображается водоём, напоминающий о бассейнах для ритуального омовения в персидских мечетях эпохи Сефевидов. Ковры этого периода сохраняют классическую медальонную схему, но основным орнаментом становятся растения, поэтому ковры называют «цветочными». Растительные мотивы получили распространение в коврах табризской группы. Для декора орнамента характерно изображение трилистников и вьющихся растений со спиралеобразными усиками. Среди ковров этого времени выделяются ковры, сделанные в мастерских Исфахана. В них часто использовались золотые и серебряные нити. Такие ковры предназначались для подарков иностранным посольствам.
Особое место занимали шёлковые ковры, изготовленные в прикаспийской области Ирана — Гиляне и купить ковер было очень сложно. Путешественник Марко Поло сообщал, что генуэзские купцы специально приезжали туда за шёлком. Но родиной персидского шелководства считается Мерв.
В 1514 году, захватив иранский город Табриз, османские войска увели с собой пленных ковроделов и керамистов. Среди их трофеев были и великолепные ковры, сделанные персидскими мастерами. Турки, сами недавние кочевники, быстро оценили качество продукции персидских ковроделов, и впоследствии это ремесло распространилось по всей Малой Азии.
В период с конца XVI до начала XVIII века, в одноименном городе, создавались ковры—герат. Поверхность этих ковров покрыта регулярным и плотным узлом герати. Изображения таких ковров присутствует на картинах многих живописцев, в том числе Рубенса и Ван Дейка. В XVIII веке появляются «вазонные» ковры, которые вырабатывались в городе Керман. Эти ковры характеризуются своеобразным, очень длинным и узким форматом. Главным мотивом служит ваза вместе с прочими мотивами цветков, пальметт и плетенкой из усиков.
В XIX веке, в период правления династии Каджаров (1779—1925) увеличивается экспорт ковров сначала в соседние страны, а затем и в Европу.
Самым распространенным изделием ковровых мастерских мусульманских стран был и остается ковер для намаза — джанамази (перс), саджат (араб.) и намазлык (турецк.). Это небольшой, длиной около метра ковер, на котором, как правило, изображена арка — михраб. Во время молитвы ковер стелится таким образом, чтобы центр арки совпадал с Каабой (дом Бога) — направлением на священную Мекку.
Вся группа ковров — антиков, сохранившихся до наших дней очень малочислена — единичные экземпляры находятся в музеях. Доступные коллекционерам персидские ковры относятся к XVIII и XIX векам.

 

1 star2 star3 star4 star5 star (ОЦЕНИТЬ!)
Загрузка...
Прочее

 

Комментировать!

Вам понравится

Сколько пользователей Chrome пострадало от фальшивых блокировщиков рекламы?... Команда блокировщика рекламы AdGuard опубликовала интересную статистику. По их словам, жертвами фальшивых блокировщиков рекламы из магазина веб-приложений Chrome стали уже более 20...
Как оптимизировать интерфейс Chrome под планшет... В скрытых настройках Chrome появилась опция, позволяющая оптимизировать интерфейс браузера под использование на планшете. После её активации некоторые элементы становятся крупнее и...
Google AdWords внес изменения в процесс создания кампаний... Google AdWords внес изменения в этапы создания кампаний. Раньше пользователям необходимо было выбрать тип кампании, а потом цель продвижения. Теперь запуск кампании начинается с оп...
Минкомсвязи исключает для рунета возможность развития по китайскому пути... Россия никогда не пойдет по китайскому пути регулирования интернета. Как заявил заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин, никакой речи о создании российског...
Смартфон BLACKBERRY PRIV: преимущества и особенности... Наличие смартфона у современного человека – это возможность значительно упростить и ускорить решение проблем в различных сферах жизни, от деловой до личной. Сервис «Прайс.юа» предл...
Как восстановить утерянные файлы в Windows Каждый пользователь компьютера сталкивается с проблемой восстановления файлов. Сбои в питании, перепады напряжения и повреждение жёсткого диска – все эти факторы влияют на потерю д...