Таинственный свет прошлого

Три основных типа люстр получили распространение в России XVIII-XIX вв.: стержневые, кольцевые и люстры с чашей. Для светильников этого периода характерно обилие хрустального убора, который состоял из разнообразных подвесок, пронизок и бус с деталями разной формы («слезка», «дубовый лист», «палочка», и т. д.), а также более крупных элементов: обелисков, пирамид и других. Для создания эффекта преломления света хрустальные детали устанавливали на одном уровне со свечами или непосредственно перед пламенем. Осветительные приборы поражали современников яркостью света, красотой его радужной игры в хрустале, мелодичным звоном подвесок. В оформлении использовались также цветное стекло (для крупных деталей), фарфор, камень и другие материалы.

«Елизаветинские» люстры, стержневые по конструкции, ведут свое происхождение от французских, их основу составляет вертикальный стержень, к которому крепятся кронштейны со свечниками, а подвески из граненого хрусталя почти полностью скрывают конструкцию. В 1780-е годы им на смену пришли «екатерининские» люстры, происходящие от северогерманских и шведских, также богато украшенные хрусталем и цветным стеклом. Их изготавливали в мастерских И. Цеха, О. Бейера, И. Фишера и других. «Павловские» люстры имели не стержневую, а кольцевую конструкцию: свечники крепились к обручам, подвешенным на цепях, собранных в крону. Хрустальный убор фиксировался на обручах и провешивался от кроны к кольцу и от кольца вниз, к центру, образуя полукруглые линии.

Фонари использовались для освещения помещений, в которых предполагалось сильное движение воздуха. Стеклянные стенки и дно фонаря защищали пламя свечей, находящихся внутри, от ветра. Призматические фонари французского происхождения с количеством граней от четырех до восьми украшали дворцы и богатые усадьбы в первой половине XVIII века, в конце столетия на смену им пришли колоколообразные фонари, придуманные архитектором Ч. Камероном; существовали и фонари цилиндрической формы.

В начале XIX века в производстве светильников вновь ориентируется на французские вкусы: возрастает интерес к золоченой бронзе. Модными становятся светильники в виде античных ламп, хрустальные подвески и цветное стекло уступают место бронзе с орнаментом, матовым золочением и сложной техникой патинирования, подражающей античной бронзе. Бра, жирандоли, торшеры также теряют свой хрустальный убор. Особой популярностью пользуются массивные ампирные люстры из бронзы с позолотой, конструктивной основой которых является чаша на цепях. При дневном освещении они служили подлинным украшением интерьера, а вот при зажженных свечах эффект нередко терялся. Такие люстры создавали петербургские бронзовщики и предприниматели А. Шрейбер, Ж. Бауман, Ф. Бергенфельт, Ж.-П. Ланкри, Ж. Жан и другие. Поскольку светильники из золоченой бронзы были очень дорогими, широкое распространение получили имитации из папье-маше, резного дерева или мастичной лепки, выкрашенные под золоченую бронзу и патину, которые делали в Москве и провинциальных центрах.

Во второй четверти XIX века хрустальный убор, на некоторое время забытый в люстрах ампира, вновь вошел в моду. Появляются тяжелые люстры с целым каскадом хрустальных деталей, полностью скрывающих металлический каркас, которые, в частности, создавали на Императорском стеклянном заводе. Кроме того, с конца 1840-х годов на Императорском фарфоровом заводе делаются люстры, подражавшие мейсенским рокайльным фарфВажным фактором в формировании облика российских светильников XIX века послужил и технический прогресс. С появлением сильных источников света потребность в сложных конструкциях с обилием свечей и хрусталя отпадает. Напротив, свет электрических ламп, «мертвенный и неестественно яркий», по мнению современников, стали приглушать — в моду входят абажуры из ткани, витражного стекла и других материалов. Многие архитекторы, в частности Р. Ф. Мельцер, создавали органичные интерьеры в стиле модерн во многом благодаря умелому использованию осветительных приборов с соответствующими декоративными и светотехническими эффектами.

В 1909-1910 годах в магазинах Р. Кольбе в Москве и Петербурге можно было купить бронзовые со стеклом люстры по цене от 4 руб. 50 коп. до 270 руб., потолочные плафоны от 3 руб. 75 коп. до 280 руб., настольные лампы от 1 руб. до 66 руб., бра от 1 руб. 75 коп. до 28 руб. 80 коп. Владельцы магазинов предлагали не только русскую, но и иностранную продукцию, закупавшуюся в разных странах.

Сегодня среди представленных в  антикварных салонах осветительных приборов преобладают вещи российского производства (также встречаются французские и германские) в основном второй половины XIX — начала XX века. Широко представлены люстры, бра, подсвечники, канделябры, настольные электрические и керосиновые лампы. Гораздо реже встречаются жирандоли, торшеры и фонари. На ценность осветительных приборов влияют время создания, материалы, сложность конструкции и декора, размеры, количество светоточек, сохранность, происхождение. Кроме подлинных старинных люстр некоторые антикварные салоны выставляют на продажу мастерски выполненные копии (с указанием на то, что это копия) известных люстр из дворцов Петербурга, Москвы и загородных царских резиденций.

 

1 star2 star3 star4 star5 star (ОЦЕНИТЬ!)
Загрузка...
Прочее
Комментировать!

Вам понравится

Цели, подразумевающие аренду сервера Услуга, благодаря которой арендующий на условленное время получает под своё управление выделенный ему сервер, именуется арендой сервера. Заключается соглашение с владельцем данного...
Усилители — рекомендации и виды — Soundmag При прослушивании акустических систем, всевозможных плееров пользователей может не удовлетворять качество звука. Происходит это из-за того, что различные устройства в выходе выдают...
Выбираем качественную систему управления задачами: на что обратить внимание... Сегодня системы управления задачами прочно входят в жизнь различных учреждений. Они необходимы огромным предприятиям с приличным числом работников и сложной иерархией. Без них слож...
Где искать работу копирайтеру, кроме бирж? Поиск заказчиков – это самая большая головная боль для любого копирайтера. Казалось бы, на биржах работы – непочатый край, но вот платят за нее копейки. Поэтому все копирайтеры ста...
Чем примечателен стабилизатор Zhiyun Smooth 3? В данной статье мы рассмотрим одну из самых популярных моделей стабилизатора. Zhiyun Smooth 3 примечателен тем, что он рассчитан на взаимодействие с мобильными телефонами. Теперь л...
Деревянная флешка – практичный и привлекательный аксессуар... Деревянная флешка – практичный и привлекательный аксессуар Использование натуральной древесины позволит без труда реализовать самую оригинальную идею. Отличным тому примером стану...