Таинственный свет прошлого

Три основных типа люстр получили распространение в России XVIII-XIX вв.: стержневые, кольцевые и люстры с чашей. Для светильников этого периода характерно обилие хрустального убора, который состоял из разнообразных подвесок, пронизок и бус с деталями разной формы («слезка», «дубовый лист», «палочка», и т. д.), а также более крупных элементов: обелисков, пирамид и других. Для создания эффекта преломления света хрустальные детали устанавливали на одном уровне со свечами или непосредственно перед пламенем. Осветительные приборы поражали современников яркостью света, красотой его радужной игры в хрустале, мелодичным звоном подвесок. В оформлении использовались также цветное стекло (для крупных деталей), фарфор, камень и другие материалы.

«Елизаветинские» люстры, стержневые по конструкции, ведут свое происхождение от французских, их основу составляет вертикальный стержень, к которому крепятся кронштейны со свечниками, а подвески из граненого хрусталя почти полностью скрывают конструкцию. В 1780-е годы им на смену пришли «екатерининские» люстры, происходящие от северогерманских и шведских, также богато украшенные хрусталем и цветным стеклом. Их изготавливали в мастерских И. Цеха, О. Бейера, И. Фишера и других. «Павловские» люстры имели не стержневую, а кольцевую конструкцию: свечники крепились к обручам, подвешенным на цепях, собранных в крону. Хрустальный убор фиксировался на обручах и провешивался от кроны к кольцу и от кольца вниз, к центру, образуя полукруглые линии.

Фонари использовались для освещения помещений, в которых предполагалось сильное движение воздуха. Стеклянные стенки и дно фонаря защищали пламя свечей, находящихся внутри, от ветра. Призматические фонари французского происхождения с количеством граней от четырех до восьми украшали дворцы и богатые усадьбы в первой половине XVIII века, в конце столетия на смену им пришли колоколообразные фонари, придуманные архитектором Ч. Камероном; существовали и фонари цилиндрической формы.

В начале XIX века в производстве светильников вновь ориентируется на французские вкусы: возрастает интерес к золоченой бронзе. Модными становятся светильники в виде античных ламп, хрустальные подвески и цветное стекло уступают место бронзе с орнаментом, матовым золочением и сложной техникой патинирования, подражающей античной бронзе. Бра, жирандоли, торшеры также теряют свой хрустальный убор. Особой популярностью пользуются массивные ампирные люстры из бронзы с позолотой, конструктивной основой которых является чаша на цепях. При дневном освещении они служили подлинным украшением интерьера, а вот при зажженных свечах эффект нередко терялся. Такие люстры создавали петербургские бронзовщики и предприниматели А. Шрейбер, Ж. Бауман, Ф. Бергенфельт, Ж.-П. Ланкри, Ж. Жан и другие. Поскольку светильники из золоченой бронзы были очень дорогими, широкое распространение получили имитации из папье-маше, резного дерева или мастичной лепки, выкрашенные под золоченую бронзу и патину, которые делали в Москве и провинциальных центрах.

Во второй четверти XIX века хрустальный убор, на некоторое время забытый в люстрах ампира, вновь вошел в моду. Появляются тяжелые люстры с целым каскадом хрустальных деталей, полностью скрывающих металлический каркас, которые, в частности, создавали на Императорском стеклянном заводе. Кроме того, с конца 1840-х годов на Императорском фарфоровом заводе делаются люстры, подражавшие мейсенским рокайльным фарфВажным фактором в формировании облика российских светильников XIX века послужил и технический прогресс. С появлением сильных источников света потребность в сложных конструкциях с обилием свечей и хрусталя отпадает. Напротив, свет электрических ламп, «мертвенный и неестественно яркий», по мнению современников, стали приглушать — в моду входят абажуры из ткани, витражного стекла и других материалов. Многие архитекторы, в частности Р. Ф. Мельцер, создавали органичные интерьеры в стиле модерн во многом благодаря умелому использованию осветительных приборов с соответствующими декоративными и светотехническими эффектами.

В 1909-1910 годах в магазинах Р. Кольбе в Москве и Петербурге можно было купить бронзовые со стеклом люстры по цене от 4 руб. 50 коп. до 270 руб., потолочные плафоны от 3 руб. 75 коп. до 280 руб., настольные лампы от 1 руб. до 66 руб., бра от 1 руб. 75 коп. до 28 руб. 80 коп. Владельцы магазинов предлагали не только русскую, но и иностранную продукцию, закупавшуюся в разных странах.

Сегодня среди представленных в  антикварных салонах осветительных приборов преобладают вещи российского производства (также встречаются французские и германские) в основном второй половины XIX — начала XX века. Широко представлены люстры, бра, подсвечники, канделябры, настольные электрические и керосиновые лампы. Гораздо реже встречаются жирандоли, торшеры и фонари. На ценность осветительных приборов влияют время создания, материалы, сложность конструкции и декора, размеры, количество светоточек, сохранность, происхождение. Кроме подлинных старинных люстр некоторые антикварные салоны выставляют на продажу мастерски выполненные копии (с указанием на то, что это копия) известных люстр из дворцов Петербурга, Москвы и загородных царских резиденций.

 

1 star2 star3 star4 star5 star (ОЦЕНИТЬ!)
Загрузка...
Прочее
Комментировать!

Автор: Артем Парасочка

Артем Парасочка
Администратор сайта. Увлекаюсь сайтами, SEO, яблочной продукцией, облаками и немецкими автомобилями. Люблю все синхронизировать и оптимизировать. Окончил ТГПИ.