Развитие кинематографа в первой половине 20 века

Трудно найти вид искусства, который развивался бы так стремительно, как кино. Зародившись в конце 19 столетия, в следующем, 20 веке, кинематограф менялся чуть ли не ежегодно.

Уже в начале века кинопроизводство организовано во всех передовых странах мира, в том числе и в России. Увеличивается продолжительность фильмов, постепенно разрабатывается особый язык «великого немого», задача которого – без слов объяснить зрителю действие фильма.

Разумеется, отсутствие звука определяло доминирование внешних форм выразительности, большого количества действий.

Особое внимание уделялось искусству монтажа, который должен был бы передавать динамичность действия или раскрывать идею фильма.

Наиболее активно развитие нового вида искусства происходило в нескольких странах мира: США, Франции, Германии, России.

Правда, киноиндустрия Российской империи на начальном этапе несколько отставала от аналогичных процессов на Западе.

Начав свою историю с кинохроники, российское дореволюционное кино около десяти лет практически не выпускало оригинальные фильмы.

Только в 1908 году на экраны вышел фильм «Донские казаки», успех которого доказал интерес публики именно к отечественной тематике.

При этом уже с самого начала своего появления в Российской империи кино становится объектом цензуры.

Накладываются ограничения в тематике будущих фильмов. Так, запрещена съёмка царской семьи (за исключением специальной хроники), церковных обрядов и богослужений.

Запрещается также демонстрация картин, снятых «на французский манер», то есть с некоторыми элементами фривольности.

Говоря о начальном периоде отечественной киноиндустрии, нельзя не упомянуть о промышленнике А. Хонжонкове и его студии. В 1910 годах выходит значительное число короткометражных фильмов, представляющих собой либо экранизацию эпизодов русской классической литературы, либо неких событий русской истории («Идиот», «Бахчисарайский фонтан», «Пётр Первый», «Стенька Разин»).

Первоначально отставая в своём развитии, дореволюционному кинематографу к началу десятых годов практически удаётся догнать зарубежное кинопроизводство.

В 1911 году выходит первый российский полнометражный фильм – «Оборона Севастополя».

В этот период появились яркие российские кинорежиссеры, например, В. Гардин или Я. Протазанов, работы которого («Пиковая дама» или «Отец Сергий») считаются чуть ли не самыми выдающимися картинами дореволюционного периода.

Дальнейшее развитие кино в России было прервано Февральской и Октябрьской революциями. С 1917 по 1920 года центр российской киноиндустрии переместился в Ялту, где до поражения Врангеля и установления Советской власти было снято значительное число картин.

Таким образом, советский кинематограф унаследовал хорошо развитую инфраструктуру.

Уже в начале 20 годов происходит революция в кино: появляется звук. Любопытно, что создатели кинокартин не спешили применять это открытие. Ведь создание звуковых картин требовало кардинального изменения выразительных средств.

Кроме того, выпуск звуковых фильмов был достаточно рискованным с коммерческой стороны предприятием. Только определённый финансовый упадок заставил компанию «Уорнер Бразерс» решиться на это.

Но и в этом случае многие режиссёры и актёры не доверяли звуку и предпочитая чисто визуальные способы выражения.

Также сложно происходило становление цвета. Уже в конце 30-ых годов в США благодаря трёхцветной системе «Текниколор» появляются первые цветные ленты, но в то время это удовольствие стоило дорого.

Кроме того, качество передачи цвета в кино ещё долгое время оставалось довольно низким и требовало от режиссёра полного формирования изображения. Поэтому, невзирая на постепенное развитие цветовых возможностей кино, ещё в шестидесятых годах большинство картин снимались в чёрно-белом формате.

Исключение составляли комедии и фильмы с приличным бюджетом изначально привлекавшие к себе внимание через киноафиши еще до начала съемок. Впрочем, распространение цвета определяли не только экономические причины. Многие тогдашние режиссёры уже во времена, когда цвет мог вполне качественно передавать оттенки изображения, предпочитали снимать чёрно-белое кино, считая его более реалистичным и отражающим настоящие переживания героев.

Типичным примером такой позиции можно считать высказывание советского режиссёра А. Козинцева, который объяснял, почему экранизация шекспировской пьесы «Король Лир» сделана чёрно-белой: «А я не знаю, какой цвет у слёз!».

Даже сегодня многие кинематографисты, снимающее авторское кино, стремятся ограничить палитру цветов на экране, и тем самым сосредоточить внимание зрителя на эмоциональной составляющей фильма. Отношение к цвету во многом отличает авторское кино от «мейнстрима».

Однако историю кино во многом определяли политические события бурного двадцатого века.

Так, настоящее развитие кино в России происходит после переворота 1917 года.

Достаточно быстро новая власть осознаёт возможность кинематографа быть мощным идеологическим орудием.

Поэтому, используя технические новшества и не отставая в этом плане от Голливуда, советское кино 30-ых годов не может похвастаться серьёзным художественным результатом.

В двадцатых годах выделяется знаменитый фильм С. Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин», в 1952 году признанный лучшим фильмом всех времён и народов.

Картина было выпущена к двадцатилетию революции 1905 года и описывала восстание матросов броненосца, забастовки в Одессе.

Наверное, самый запоминающийся эпизод ленты – расстрел демонстрации на Потёмкинской лестнице.

Кроме того, «Броненосец Потёмкин» — первая в истории русского кинематографа картина, где используется более двух цветов.

Режиссёр лично раскрасил на плёнке красный флаг, который по сюжету поднимают на корабле восставшие матросы.

С. Эйзенштейн оставался главной фигурой советского кино и в тридцатых, уже во времена звукового кино.

Так, в 1938 году вышла его звуковая картина «Александр Невский». Больших успехов достиг и киевский режиссёр А. Довженко.

В одном из его лучших фильмов — «Земля» — оригинальным новаторским языком была экранизирована вся многострадальная история украинской земли вплоть до трагических событий текущего столетия.

Впоследствии эта работа была признана одним из 12 лучших фильмов за всю историю кино. Кроме того, продолжают работать и другие режиссёры, снискавшие славу ещё в период немого кино, например, Я. Протазанов, который после прихода в звуковое кино снял знаменитый фильм «Бесприданница» по А. Островскому.

Похожая идеологическая ситуация сложилась и в Германии, где к власти пришли фашисты.

При этом немецкое кино того природа сумело оставить свой след в истории мирового кинематографа.

Речь идёт о Лени Рифеншталь и её фильмах («Олимпия» и другие), снятых во времена гитлеровского правления и полностью соответствующих фашисткой идеологии, но имеющих несомненную художественную ценность.

 

1 star2 star3 star4 star5 star (3 голос, среднее: 3,33 из 5)
Загрузка...
Прочее
Комментировать!

Автор: Артем Парасочка

Артем Парасочка
Администратор сайта. Увлекаюсь сайтами, SEO, яблочной продукцией, облаками и немецкими автомобилями. Люблю все синхронизировать и оптимизировать. Окончил ТГПИ.